Израиль называют нацией стартапов. Здесь самая высокая плотность стартапов на душу населения в мире.
В 2017 году в Израиле насчитывалось около 6 тысяч высокотехнологичных компаний, но с каждым годом их количество растет более, чем на 20%. Местная кремниевая долина — Silicon Wadi — занимает большую часть страны и считается второй по значимости в мире.
Silicon Wadi зародилась в 1960-е годы как ответ на эмбарго Франции на поставку оружия. Израилю пришлось самостоятельно заниматься высокотехнологичными военными разработками, многие из которых впоследствие нашли применение и в мирной жизни. Так, первый израильский портативный компьютер — разработка оборонной компании Elbit Systems.
К 1980-м Израиль не только обеспечил собственные военные потребности, но и стал одним из крупнейших экспортеров высокотехнологичного оружия в мире, а фокус сместился на разработку программного обеспечения для мирных целей. С тех пор в долине свершилось много значимых открытий. Например, в Silicon Wadi разработали первую программу обмена мгновенными сообщениями ICQ и изобрели USB Flash-накопитель.
В 1990-е в Долину пришел международный бизнес. Сейчас в стране работают представительства практически всех крупных хай-тек-концернов — от Intel до Microsoft. Они открывают здесь свои филиалы и исследовательские центры, нанимают на работу израильских специалистов.
“Мы приехали не для того, чтобы переманивать работников у Microsoft. Хотя… если они решат, что у нас работать лучше, мы им не откажем” — полушутя заявила Йоэлль Маарек из Google, открывая второй за год исследовательский центр компании в Израиле в 2006 году.
Израильские компании — лучшие в медицинском хай-теке. Здесь разработали первый монитор дыхания ребенка и эндоскопическую видеокапсулу.
Несомненно, израильские компании привлекательны для иностранных инвесторов. Сам Уоррен Баффет изменил своей инвестиционной политике — не инвестировать в компании за пределами США, которой следовал многие десятилетия, — и приобрел израильскую станкостроительную компанию Iscar за $ 4,5 млрд. Удивительно, что производство Iscar находилось на севере Израиля — в районе, который подвергался атакам Саддама Хусейна во время войны в персидском заливе и Хезбаллы в период ливанской войны. Однако, по мнению Баффета, сам завод не представлял большой ценности. В случае опасности его можно быстро построить в другом месте. Основная ценность — талантливые сотрудники, менеджеры, лояльная база клиентов в более, чем 60 странах, и мощный бренд.
Что ж, не только крупные предприятия, но и местные стартапы регулярно приобретаются мировыми гигантами. Например, в 2017-м Intel стала владельцем разработчика ПО для беспилотных автомобилей Mobileye, сумма сделки составила $15 млрд.
По мнению авторов книги «Нация умных людей», успех Израиля в области высоких технологий связан с тремя факторами:
- иммиграцией высококвалифицированных кадров, особенно из стран бывшего СССР;
- обязательной службой в армии, где будущие стартаперы приобретают важные навыки и связи;
- развитой венчурной индустрией: в Израиле работают как местные, так и иностранные фонды.
Израильтяне — предприимчивая нация одаренных людей, а Израиль ценит своих граждан и поддерживает малый и средний бизнес. Именно это сочетание открывает большие возможности для развития и делает инвестиционные проекты привлекательной перспективой для людей со всего мира.