Образ еврейской жены и матери сильно изменился за последние десятилетия. В современном Израиле девушки служат в армии наравне с парнями, занимают руководящие должности и находятся в правительстве страны.
Традиционная еврейская культура была глубоко патриархальной, хотя возникновение обычая передавать еврейство по женской линии и выделяет евреев среди народов Востока. Женщине в обществе всегда отводилась второстепенная роль. Ее главной функцией считалось деторождение, а ведение домашнего хозяйства — безусловной обязанностью.
С появлением сионистского движения идеология изменилась. Даже в его религиозном течении стала отрицаться пассивная роль женщины в обществе, бывшая мать и хозяйка домашнего очага теперь виделась инициативной и уверенной в себе. В 1948 году вместе с провозглашением независимости Израиля были сформулированы основные принципы равенства в социальных и политических правах граждан независимо от пола, расы и религии.
Но одно дело идеология, совсем другое — реальная жизнь. Для преобразований такого рода порой нужна смена нескольких поколений. Несмотря на значительные изменения в риторике о роли женщин, в первые годы существования государства Израиль их участие в общественной, культурной и политической жизни страны все еще было невелико. Однако лед тронулся, и в Кнессете первого созыва в 1949 году было 12 женщин. В кнессете 15 созыва, в 1999-м, женщин было уже 17, а в следующем году — уже 25.
Декларацию независимости Израиля в 1948 году подписали 24 мужчины и две женщины. Одна из них, Голда Меир, стала впоследствии четвертым премьер-министром страны.
Сегодня в правительстве Израиля 27 министров и 9 из них — женщины. С одной стороны, соотношение мужчин и женщин на министерских постах в пропорции один к трем можно считать победой феминизма. С другой, до сих пор возможна ситуация, когда, публикуя общее фото кабинета министров с президентом, ультраортодоксальное издание «Бе-Хадрей Харедим» ретуширует женские лица.
В 1959 году израильские власти уравняли женщин и мужчин в праве служить своей стране и ввели обязательную воинскую повинность для обоих полов. В настоящее время 37% личного состава ЦАХАЛ — женщины. Им доступно 80% военных профессий и они практически не имеют препятствий для построения военной карьеры. Правда, в высших офицерских чинах процент женщин по-прежнему минимален. И все же наблюдается отчетливая тенденция к предоставлению всех возможностей для их продвижения по карьерной лестнице.
В прошлом году Центральное статистическое бюро опубликовало отчет, отражающий положение женщин в стране. Вот несколько самых ярких фактов:
- средний возраст вступления израильских женщин в брак— 25,лет;
- средний возраст рождения первого ребенка 27,7 лет. Этот показатель растет на протяжении последних 20 лет;
- 88% израильских женщин довольны своей жизнью, что соответствует аналогичному показателю у мужчин. 62% довольны своим экономическим положением. Тем не менее, 25% женщин регулярно испытывают стресс, в то время как у мужчин этот показатель составил только 18%;
- девочки лучше учатся — на аттестат зрелости после 12 класса претендуют 71% девочек против 60% мальчиков. Из всех студентов израильских университетов 60% девушек. На заметку: двадцать лет назад процент студенток составлял всего 43%;
- на руководящих должностях в израильской экономике 30% женщин, 35% сотрудников отрасли высоких технологий — женщины. В то же время в традиционно «женских» профессиях, таких как соцработники, кассиры, санитары, воспитатели — 80% женщин;
- своей работой довольны 90% женщин, но только 58% удовлетворяет их заработная плата. Средний доход израильтянки на 30% ниже, чем израильтянина.
Современный Израиль, безусловно, является демократическим государством, законодательство которого гарантирует равные права всем гражданам и преследует дискриминацию по половому признаку. Это одна из немногих стран, в которой женщины имели избирательное право со дня основания государства. Израильтянка Голда Меир стала третьей женщиной в мире, возглавившей правительство страны. Женщины сегодня имеют возможность получить от государства защиту в случаях семейного насилия, ущемления трудовых прав и дискриминации иного рода. Тем не менее, говорить о полном торжестве феминизма в стране пока рано.