В древности Святая земля была мостом между двумя колыбелями человеческой цивилизации, Месопотамией и Египтом. Страна под названием Ханаан лежала на пересечении двух важнейших сухопутных маршрутов, соединяющих величайшие державы того времени. И каждая из этих держав желала получить контроль над центром, поскольку считала его жизненно важным с экономической точки зрения. Кроме того, эта территория была удобным военным плацдармом.
Первые города здесь возникли ещё в раннем бронзовом веке: Иерихон, Мегиддо и другие. У Ханаана были тесные торговые отношения с Египтом, который импортировал сельскохозяйственную продукцию, оливковое масло и благовония.
по гражданству Израиля
В те времена в стране было много священных мест. Но постепенно центр духовной жизни переместился в Иерусалим, который царь Давид сделал политической столицей Израильского царства.
История Иерусалима
Историки датируют первые поселения на этой территории четвёртым тысячелетием до нашей эры. А первое письменное упоминание о городе относится к 2000 году до н.э. Расцвет Иерусалима начался с 1000 года до н.э., когда его завоевал царь Давид вместе со своей армией.
Сын Давида, царь Соломон, расширил и укрепил владения, и построил Иерусалимский Храм, куда поместил Ковчег Завета. В Храме также хранились каменные скрижали, на которых были начертаны законы, переданные богом Моисею на горе Синай. После того, как в городе появился Храм, жители постепенно отказались от своих старых ритуалов и начали поклоняться единому богу, совершая паломничества в Иерусалим.
В течение последующих веков Иерусалим пережил несколько периодов иностранного господства. Сначала это были ассирийцы, а затем — вавилоняне, которые в 587 году до н.э. разрушили и город, и Храм. Спустя полвека персидский царь Кир завоевал Вавилонскую империю и позволил евреям, угнанным в рабство, вернуться на родину.
Евреи вернулись в Иерусалим и восстановили Храм. К 445 году до н.э. город вновь обрёл былое величие и вернул себе статус столицы.
В 64 году до н.э. Иерусалим был присоединён к Римской империи. Это был период значительного переустройства и расширения Храма: Ирод Великий восстановил город, построил стены, башни и дворцы. Размер Храма во время его правления увеличился в два раза. Часть сооружений сохранилась до сих пор — это Западная стена, или Стена плача.
Иерусалим и христиане
В начале новой эры Рим взял под свой контроль часть современного Израиля, объявив эту территорию провинцией Иудея. Постепенно в Иерусалиме начала формироваться христианская церковь.
Израиля за 1 минуту
В 60-х годах новой эры произошла иудео-римская война, которая закончилась осадой и захватом города войсками Тита — будущего императора. В 70 году Храм был разрушен во второй раз, а город практически опустел. Император Адриан решил сделать из Иерусалима полностью римский город. Провинция Иудея была переименована в Палестину.
Император Константин I приказал строить в городе христианские храмы. При нём была возведена церковь Гроба Господня. На протяжении столетий Иерусалим оставался христианским, и паломники стекались в город со всего света.
Евреям посещать город было нельзя, и только в годовщину разрушения Храма для них делали исключение. Они могли подняться на Храмовую гору, на то место, где раньше стоял храм.
Иерусалим и мусульмане
Прошло ещё несколько веков. В аравийской пустыне появился человек по имени Мухаммед, пастух и торговец, который проповедовал новую религию, основанную на иудейских и христианских традициях.
Предание гласит, что пророк Мухаммед совершил вознесение на небо с Храмовой горы. Поэтому Иерусалим стал одним из первых городов, который захватили мусульмане, хотя в Коране это название не упоминается. На Храмовой горе был воздвигнут Купол Скалы, а неподалёку от него — мечеть Аль-Акса.
Иудеям и христианам не запрещали поклоняться своим святыням. Так продолжалось почти 300 лет, пока в 1009 году правитель из династии Фатимидов не приказал разрушить все церкви и не начал преследовать верующих.
Христианская Европа возмутилась таким поворотом дел и отправила на Ближний Восток крестоносцев, чтобы захватить власть над Святым городом. Это удалось сделать к 1099 году: Иерусалим был объявлен столицей христианского Иерусалимского королевства.
Но продлилось это недолго: уже в 1187 году Саладин отвоевал Иерусалим. После этого Святой город неоднократно переходил из рук в руки и подвергался разрушениям и разграблениям. Наконец, Османская империя в 1516 году окончательно и надолго взяла город под свой контроль.
Яблоко раздора
Британцы обещали отдать Палестину и Иерусалим евреям, но одновременно вели переговоры и с арабами. Такая политика привела к разжиганию ненависти между двумя народами, долгое время жившими бок о бок.
Враждебность усилилась ещё сильнее после того, как Палестину стали наводнять еврейские беженцы из Европы, спасавшиеся от Холокоста. Арабский мир был против создания еврейского государства в Палестине.
Как только в 1948 году была объявлена Декларация независимости Израиля, началась война.
Иерусалим оказался разделённым надвое: западная часть отошла к Израилю, а восточная вошла в состав Иорданского королевства.
Такая ситуация сохранялась до 1967 года, когда в ходе Шестидневной войны против Египта, Сирии и Иордании Израиль получил контроль над всем Иерусалимом. Сегодня город процветает, но по-прежнему разделён на районы, где проживают иудеи, мусульмане и христиане.
Для мусульман это место, откуда пророк Мухаммед вознёсся на небеса. Здесь находятся две важные мечети, Аль-Акса и Купол Скалы. Для евреев же в этом древнем городе заключено гораздо больше смысла. Он является символом сионизма: концепции, существовавшей задолго до того, как о ней заговорил Теодор Герцль в конце XIX века.
по гражданству Израиля
Во времена вавилонского плена изгнанные со своей земли евреи тосковали по Сиону — так называли Храмовую гору. В еврейской традиции Сион всегда ассоциировался с Иерусалимом и Землёй обетованной. На протяжении многих веков евреи, живущие в диаспоре, заканчивали пасхальный седер, ужин, пожеланием встретиться в следующем году в Иерусалиме.
Святой город тесно связан с возвращением евреев на родину: принципом, который лежит в основе государственности Израиля, провозгласившего себя домом для еврейского народа.
Название города в мидрашах (толкованиях Письменной Торы) обычно возводят к слову «шалем», что означает «цельный». Сегодня Иерусалим всё ещё остаётся разделённым, и не только географически. Возможно, когда-нибудь у него появится шанс вновь обрести целостность.