Комментарии к Торе поясняют, что единство — не значит одинаковость. Евреи очень разные и должны ценить свою индивидуальность. Единым еврейский народ делает общая цель — желание приблизиться к единому Богу и освящение его имени в мире.
Становление еврейского народа
Становление еврейского народа началось с сыновей Яакова. Они стали родоначальниками 12 израильских колен. Каждое колено имело свое знамя и должно было идти по пустыне, останавливаясь на разных стоянках. У каждого колена была своя функция и перемешивать их уделы в Земле Обетованной было нельзя. При этом они были единым народом и служили одному Богу.
Точно так же и в наши дни каждый еврей должен служить Богу в соответствии с особенностями своей души и традициями места, где он родился.
К чему приводят конфликты и ненависть
В семье Яакова однажды произошел раздор. Йосеф стал наговаривать отцу на братьев, а те за это продали его в рабство. Из-за конфликта между братьями евреи отправились в египетский галут. А через несколько столетий ненависть стала причиной разрушения Второго Храма, который до сих пор не отстроен. Эти истории учат, насколько важно единство и опасен раздор.
Единство и заповедь лулава
В Суккот принято возносить над собой связку из веток четырех растений. Каждая из них символизирует Израиль, но они разные:
- этрог, имеющий вкус и аромат, представляет евреев, которые изучают Тору и творят добро;
- пальмовая ветвь представляет евреев, которые изучают Тору, но не делают добрых дел, ведь плоды пальмы не пахнут, несмотря на наличие ярко выраженного вкуса;
- адас благоухает, но не имеет вкуса, так и ветвь лиственного дерева представляет евреев, которые творят добро, но не знают Торы;
- у аравы нет ни вкуса, ни запаха, поэтому ветвь вербы представляет евреев, которые не изучают Тору и не делают добрых дел.
Но Бог сказал: «… и будут все в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других». После Йом Кипур евреи очищаются от грехов и все вместе празднуют Суккот.
Различия — не помеха единству
Каждый еврей может:
- принадлежать к одному из двенадцати колен;
- быть коэном, левитом или исраэли;
- молиться по одному из нусахов;
- являться литваком или хасидом;
- носить шляпу или кипу;
- быть праведником или грешником.
Все это не противоречит единству всего еврейского народа, если каждый стремиться найти истину и жить в соответствии с ней, а не ищет недостатки в других.