10 понятий из иудаизма, которые стоит знать

Каждая культура подразумевает набор ключевых тем, образов и значений. Присмотримся к важным терминам иудаизма: проверьте себя, знаете ли вы их все.

12 июля 2024(обновлено) Просмотров: 616 Время на прочтение: 6 мин.
119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка 43, стр. 3
Российско-Израильский Консультационный Центр

Иудаизм — одна из старейших религий мира, возникшая почти 4 000 лет назад. Считается первоисточником авраамических религий, к числу которых относятся также христианство и ислам.

Иудаизм основан на учениях Торы, священной для евреев книги: по преданию она дарована людям Богом. Евреи верят в единого Бога-творца, создателя всего сущего, который контролирует каждый аспект существования.

Тора для евреев является своеобразным руководством: в ней есть заповеди и указания на любой случай. А жизнь евреев подчинена циклам лунного календаря. Он начинается с весеннего месяца Нисан и ведёт отсчёт от первого полнолуния после сотворения мира.

Алия / עליה

В центре синагоги находится возвышение — Бима, где обычно стоит стол со свитком Торы. Во время публичного чтения посетителей призывали подняться, то есть, совершить алию, или восхождение.

Другое значение слова связано с Иерусалимским Храмом. Он тоже располагался на возвышенности, на высоте около 750 метров над уровнем моря. Совершить паломничество в Храм означало преодолеть подъём, но не только в физическом смысле, но и в духовном, поскольку Храм был средоточием религиозной жизни евреев.

С началом сионистского движения в 1880-х годах термином алия стали называть возвращение на историческую израильскую землю — Эрец Исраэль. Для иудеев заселение этой территории считается богоугодным делом, мицвот.

Термин также используется для обозначения крупных волн еврейской иммиграции в Израиль. К примеру, первая алия началась в 1881 году, а 1990-е годы в Израиле прошли под знаком «советской алии» — на историческую родину вернулось около миллиона граждан бывшего СССР.

Тора / תּוֹרָה

свиток Торы в руках раввина

Тора в широком смысле — суть учения иудаизма и откровение, которое Бог дал еврейскому народу. Она состоит из пяти книг, входящих в Библию — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие — и поэтому называется «Пятикнижием Моисея».

Моисей, как сказано в Ветхом Завете, получил Тору от Бога на горе Синай. Однако, для иудеев не существует Ветхого Завета: под ним евреи подразумевают Письменную Тору, или Танах.

Существует и Тора устная, в которой содержатся наставления еврейских мудрецов. В ней говорится о том, как понимать предписания Танаха и применять законы. Эти знания передавались из уст в уста, пока не была составлена Мишна.

Мишна / משנה

Еврейские мудрецы составили Мишну с целью систематизировать все эти наставления и руководства. Это не жёсткий кодекс, а скорее, сборник мнений. Впервые он был составлен ещё во II-м веке н.э. Этот труд взял на себя раввин Иехуда ха-Наси.

Мишна состоит из 6 разделов, и каждый разделён на трактаты. Те, в свою очередь, делятся на главы, а главы – на законы, галахот. Эта структура стала образцом для всей последующей талмудической литературы.

Галаха / הלכה

Галаха — совокупность правил, которые регулируют повседневную жизнь еврейского народа и указывают, как следует совершать религиозные обряды. Все эти указания взяты из Торы, Талмуда и раввинистической литературы.

Слово галаха можно перевести как «закон», хотя буквальное его значение — «принятый путь». Законам Галахи подчинены все сферы жизни евреев и еврейской общины. Там описано, как возделывать землю и собирать урожай, как вступать в брак и воспитывать детей, как решать тяжбы и проводить праздники.

В Галахе даже сказано, кого считать евреем. Им можно быть по рождению, если человек родился от еврейской матери, но им можно стать и по своему выбору, если совершить гиюр — пройти обряд посвящения в иудаизм.

Цдака / צדקה

Буквально цдака означает «справедливость» или «праведность». Это одна из 613 заповедей, мицвот, иудаизма, предписывающая поддерживать нуждающихся: служением, раздачей материальных благ или денежным пожертвованием.

Сегодня этот термин ассоциируется, в основном, с благотворительностью. Однако в иудаизме он означает «праведное поведение», поскольку для евреев забота о нуждающихся — это жизненный принцип, а не проявление щедрости. Цдака рассматривается евреями как акт социальной справедливости, как возможность улучшить жизнь близких и укрепить еврейскую общину.

Бар-мицва / בר מצוה

Согласно еврейскому закону, дети до определённого возраста не обязаны соблюдать заповеди, хотя должны стараться это делать. Но как только мальчикам исполняется 13 лет, а девочкам 12, для них наступает пора взросления и принятия ответственности за собственные деяния.

тфилин у евреев, читающих Тору

Бар-мицва буквально означает «сын заповеди», а в случае с девочкой это бат-мицва, или «дочь заповеди». В религиозных семьях мальчик после бар-мицвы приобретает все права и обязанности взрослого еврея. Он обязан посещать молитвенные службы в синагоге и накладывать тфилин: коробочки с отрывками из Торы, написанными на пергаменте. Тфилин повязывается на руку и на голову.

Церемония бар-мицвы или бат-мицвы не считается обязательной, но в Израиле она популярна даже среди нерелигиозных семей.

Менора / מנורה

Менора является древнейшим символом иудаизма. Она также изображена на гербе современного Израиля. Это светильник с семью рожками, когда-то украшавший иерусалимский Храм.

Менора олицетворяет величайшую миссию евреев: быть светом для других народов. Так сказано в Библии, в Книге Исайи. Священники, коэны, каждый вечер зажигали менору в святилище Храма, а утром чистили её, меняя фитили и наливая в чаши свежее оливковое масло.

В Библии написано, что сам Бог открыл Моисею технологию изготовления меноры. Она должна была быть выкована из цельного куска золота. По бокам от центрального стержня следовало прикрепить по три ветви, чтобы всего их было шесть. Центральная чаша немного приподнята — она знаменует собой субботу.

Шаббат / שבת

В Библии сказано, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал. Этим днём была суббота — Шаббат на иврите. Поэтому суббота для евреев является днём, который они проводят в отдыхе и молитвах.

Благочестивый иудей в Шаббат должен отказаться от повседневных дел – мелахот. В Торе есть список таких запрещённых действий: нельзя строить, разжигать огонь, стирать бельё, стричь волосы, шить, готовить еду, пахать землю и ещё многое другое.

Шаббат начинается с заходом солнца в пятницу и длится до наступления темноты в субботу. Так происходит потому, что в еврейском календаре началом нового дня является закат солнца – ведь в Библии сказано: «И был вечер, и было утро: день один». В Шаббат принято зажигать свечи и готовить особый ужин для всей семьи.

Кашрут / כשרות

Употребление пищи у евреев тоже подчинено особым требованиям. Для этого существует свод правил, именуемый Кашрут. Он имеет общий корень со словом кошер и означает «то, что дозволено».

кашрут

Кашрут предписывает, какие продукты можно сочетать друг с другом, что можно есть, а что нет, как готовить, хранить и употреблять пищу. В правилах кашрута даже описывается, как забивать животных, разрешённых к употреблению: делать это нужно так, чтобы причинять животному как можно меньше страданий.

Для праздников существуют отдельные традиции, и пища, которая обычно считается кошерной, в этот день может таковой не быть. Например, в Песах не употребляют никакие продукты, содержащие закваску или способные забродить.

Баалей тшува / בעל תשובה

Термином баалей тшува когда-то называли раскаявшихся грешников. Сегодня так именуют евреев, которые когда-то отошли от традиций, но потом вернулись к иудаизму.

Строгого определения для баалей тшува не существует. Например, так называют тех, кто не придерживался традиций, но потом стал соблюдающим. Этот термин также иногда относят к евреям, которые пытались найти свой духовный путь и обращались к различным течениям иудаизма, после чего вернулись к ортодоксальному.

Существует много так называемых светских евреев, которые выросли и были воспитаны не в традиционной культуре. Некоторые из них впоследствии приходят к иудаизму, и тогда их тоже называют баалей тшува. В первые десятилетия после образования Государства Израиль возникло даже «движение тшувы», потому что евреи опасались, что иудаизм как религия исчезнет с лица Земли.

Бесплатная консультация
по гражданству Израиля

    Оставить комментарий
    Получите бесплатную консультацию
    специалиста по гражданству Израиля