Ту-Бишват

Роль деревьев в иудаизме, в еврейских традициях трудно переоценить. Рассказываем подробнее об удивительном празднике «15 швата Ту-Бишват» или «Новый год деревьев».

13 февраля 2023(обновлено) Просмотров: 630 Время на прочтение: 5 мин.
119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка 43, стр. 3
Российско-Израильский Консультационный Центр
Ту-Бишват 4 новых года
Израиль – удивительное государство, и в нем установлены необыкновенные праздники. Здесь празднуется четыре новых года: 1-ое нисана для отсчета истории Израиля и правления царей, 1-ое тишрея для исчисления лет от сотворения мира, 1-ое элула для начала отсчета отделения десятой части своего скота, которую было положено передавать в Храм, 15 швата Ту-Бишват или Новый год деревьев.

В еврейской традиции Ту-Бишват принято называть «Рош аШана аИланот».

В современном Израиле Ту-Бишват отмечают высадкой деревьев. Этот праздник является днем экологического сознания, заботы о растениях и будущем планеты. Евреи гордятся празднованием нового года деревьев несмотря на то, что праздник не является официальным.Об истории происхождения этого радостного праздника и его традициях расскажем далее.

Ту-Бишват – новый год деревьев

О происхождении этого еврейского праздника существует красивая легенда. Согласно ей, Вс-Вышний даровал людям новый год. Деревья, увидев это, преисполнились зависти и обратились к Господу Богу о даровании им такого дня.

Господь был милостив и назначил деревьям особый 15-ый день месяца шват. Это время, когда зима отступает, а деревья просыпаются в ожидании весны. Еврейскими мудрецами 15-ое швата было утверждено как время, с которого следует считать начало сельскохозяйственных работ, положенных для исчисления десятины.

Узнайте Ваши шансы получить гражданство Израиля!

Пройдите тест из 4-х простых вопросов, чтобы узнать результат

Обычай дарения священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота появился на земле Израиля еще до получения Торы.

15-ое швата используется в еврейском календаре для определения возраста фруктовых деревьев. Согласно еврейскому закону, плоды с дерева запрещено есть в первые три года созревания, поэтому важно точно знать дату отсчета возраста дерева и четко определять время между прошлогодним и новым урожаем.

Почему в еврейской культуре проявляется особое уважение к деревьям 

Роль деревьев в иудаизме, в еврейских традициях трудно переоценить. В Ветхом Завете постоянно подчеркивается важность деревьев как спутников человека на Земле.

Как пример можно вспомнить эпизод о всемирном потопе. Ноах (Ной) построил ковчег из дерева гофер по велению Бога. Первым свидетельством права человечества на продолжение жизни стала оливковая ветвь в клюве у голубя. 

Если обратиться к главной Священной книге для евреев Торе (книге Ваира), то и здесь сказано: «Как войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…», то есть заповеди прямо указывают на то, что каждый еврей, пришедший жить на израильскую землю, обязан посадить дерево.

Поэтому традиция посадки плодовых деревьев имеет глубокий смысл, связанный с верованием во Вс-Вышнего. Ведь Господом Богом был посажен Сад Эдемский, сотворен первый человек – Адам. Так и людям положено сажать сады на земле, чтобы приблизиться ко Вс-вышнему.

Царем Соломоном были сказаны мудрые слова о Торе: «Она – Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее – счастливы». В еврейской традиции и культуре других народов древо Жизни или Древо Сефиротов отражает принцип развития всего Мироздания.

Это олицетворение строения высшего человека. В древе объединено мужское и женское начало, добро и зло, и вся мудрость четырех миров.

Еще один ветхозаветный образ – бесплодная смоковница. Ее можно сравнить с грешным человеком, не приносящим никакой пользы. С другой стороны, праведник приравнивается к плодовому дереву, способному дарить полезные плоды в нужное время.

Именно поэтому Ту-Бишват (Рош аШана аИланот) так важен для еврейского народа. Это праздник деревьев, призванный сделать людей ближе к Вс-Вышнему.

О чем стоит подумать в новый год деревьев

Этот праздник в еврейской культуре приравнивается ко дню Суда, то есть с середины месяца швата народ Израиля ожидает решения Божьего о том, что будет происходить с людьми в следующем году и будет ли дарован хороший урожай.

В Ту-Бишват, как и в прочие дни, иудеи верят в милосердие Вс-Вышнего и в то, что если обратиться к нему с искренней молитвой, то можно получить просимое.

Поэтому в Новый год деревьев принято к обычным молитвам добавлять моления о достатке и семейном благополучии, просить о ниспослании хорошего урожая в соответствии с трудами, вложенными в его получение.

Иудеи просят о том, чтобы они были схожи с крепким здоровым деревом, дающим сочные и вкусные плоды. Так они станут схожими с праведниками. Ведь праведный человек уподоблен долголетнему древу. Он укоренен, крепок и здоров. Листья такого древа не вянут, а все, что оно ни делает, приносит успех.

Отдельно идет прошение о даровании плодов – здоровых еврейских деток, которые, родившись, должны радовать уже родителей своим здоровьем и благоразумием.

Угощения на Ту-Бишват

у-Бишват основные плоды и злаки
В новый год деревьев принято собираться всей семьей за общим столом. Пышного торжества не готовится. Основным блюдом являются плоды деревьев, которые становятся как бы гостями у людей. Это финики, гранат, виноград, инжир и оливки. Также принято подавать блюда из пшеницы и ячменя. Этот перечень плодов и злаков определен в Торе. Существует интересная традиция – на столе должен оказаться фрукт, который в нынешнем году еще не удавалось попробовать ни одному из членов семьи. 

Если удалось раздобыть такого «гостя», глава семьи произносит на него благословение «Ше-hехияну». Есть и особое поверье на Ту-Бишват – чем больше свежих и сухих фруктов будет на новогоднем столе, тем больше божьей благодати получит семья в следующим году.

Но чтобы поверье исполнилось, важно не забыть поблагодарить Вс-Вышнего за уже имеющуюся благодать перед тем, как съесть тот или иной фрукт. Для новогоднего стола отбираются лучшие фрукты: они должны быть без изъянов и червоточин.

Когда празднуется Новый год деревьев

В Израиле официально действуют два календаря – еврейский и григорианский. При этом в документах часто можно встретить указание на две даты. По еврейскому календарю определяются даты праздников и постов.

Месяц швата совпадает с концом декабря и январем по григорианскому календарю. В 2023 году празднование его начнется накануне вечером после захода солнца 5 февраля и продлится до вечера 6 февраля.

Обычай сажать деревья

праздники Израиля

Ту Бишват – это день суда для иудеев

При всей многовековой истории праздника, обычай высаживать деревья появился недавно – 100-150 лет назад. В этом был заложен глубокий смысл: закладка фруктового сада – это действие, направленное на получение плодов в будущем. 

Раздел устной Торы Мирдаш определяет посадку дерева как важное событие. Существует разъяснение, что если еврей занят посадкой деревьев, а ему сообщают о приходе Машиаха (человека из плоти и крови, являющегося миссией), то тот сначала должен окончить свое занятие и только потом подойти со словами приветствия к Машиаху. 

Ту Бишват – это день суда для иудеев. Как Бог судит о своих творениях по их цветению, так и евреи будут оценены по плодам своим. Новый год деревьев – время раздумий и молитвы, благодарности Вс-Вышнему за блага, которые он дарит людям.

В 15-ый день месяца швата не принято грустить народу Израиля. Ведь во время Ту-Бишват иудей будет судим самим Господом Богом и дано будет ему по деяниям его.

Остались вопросы?

Закажите бесплатную консультацию или напишите их в комментариях

Заказать консультацию
Оставить комментарий
Получите бесплатную консультацию
специалиста по гражданству Израиля