В Законе «О возвращении» 1950 года говорится о том, что все евреи и потомки евреев имеют право репатриироваться в Израиль, чтобы обрести здесь убежище и безопасность. Последние слова были важны для людей, переживших Холокост.
Одновременно с этим Закон подчёркивает, что правительству даны полномочия решать, кто может и кто не может совершить алию.
Чаще всего это положение используется как основание для отказа в репатриации лицам с криминальным прошлым. Но иногда эту статью используют при отказе людям с психическими расстройствами.
Алия и ментальное здоровье
Еврейские семьи, как правило, начинают процесс репатриации с обращения в Еврейское агентство (Сохнут) или в организацию «Нефеш бе-Нефеш», работающую с евреями Северной Америки.
Заявителям предлагают заполнить декларацию здоровья, в которой требуется указать наличие или отсутствие психических заболеваний.
Если человек признаёт, что имел или имеет ментальные расстройства, процесс репатриации затормаживается. У него могут запросить справку о состоянии здоровья, выданную психиатром. Были случаи, когда человека просили назвать имя врача, предоставить историю болезни и лечения. Требовали заключение психиатра о том, не представляет ли человек опасности для себя и окружающих, способен ли он справляться со стрессами.
Пункт 2 Статьи 2 был добавлен в Закон «О возвращении» уже после его принятия. Это было сделано в период, когда Израиль впервые столкнулся с массовой иммиграцией. Люди приезжали сюда со всего мира, часто из тех стран, где были распространены опасные заболевания. У населения не было иммунитета к таким болезням, поэтому существовал реальный риск возникновения эпидемии.
Очевидно, что психические расстройства не представляют для общества такой же опасности, как Эбола или лихорадка Западного Нила. Но чиновники из МВД используют Статью 2, чтобы дискриминировать людей с ментальными расстройствами.
Такое положение вещей подвергается критике со стороны адвокатов и общественных организаций — например, таких как ITIM. Юристы подчёркивают, что отказ в репатриации по причине наличия психического заболевания является прямым нарушением Закона 1998 года «О равных правах для людей с ограниченными возможностями».
Бюрократические барьеры
Чиновники из МВД порой демонстрируют предвзятость по отношению к лицам с ментальными расстройствами. Из-за этого люди страдают гораздо больше, чем от своих психических проблем. На практике случается и такое.
Мужчину с диагнозом шизофрении пригласила к себе в Израиль сестра, живущая с мужем и восемью детьми. Мужчина не принимает сильнодействующих лекарств, он стабилен и хорошо справляется с повседневными обязанностями. Тем не менее МВД тормозит процесс репатриации этого человека уже более трёх лет. В результате он не может получить социальные выплаты и оформить государственную медицинскую страховку.
Женщина с биполярным расстройством справилась с психическими проблемами десять лет назад. Она живёт как обычный человек, вместе с тем вышла замуж и обратилась в иудаизм. Но Израиль отказал ей в статусе репатрианта. МВД требовал от неё всё новых и новых доказательств «нормальности», пока женщина не обратилась за помощью к адвокатам.
У Министерства внутренних дел Израиля нет правовых оснований для того, чтобы отклонять запрос на репатриацию от человека, имеющего психическое заболевание. В то же время МВД проводит политику, направленную на создание максимального количества препятствий для таких людей. Чаще всего заявители опускают руки и отказываются от репатриации.
Новая надежда
Борьба с дискриминационной политикой израильского МВД велась годами. Наконец, в 2024 году удалось изменить форму декларации о здоровье, существовавшую с 2014 года.
Изменений удалось добиться благодаря усилиям адвокатов, организации ITIM и депутатки Кнессета от партии «Религиозный Сионизм» Михаль Вольдигер, которая несколько лет выступала с этой инициативой.
Вольдигер рада тому, что дискриминационную форму декларации наконец-то удалось изменить. Вместе с тем она отмечает, что Израиль должен провести более масштабные реформы МВД, чтобы полностью исключить ненужные бюрократические запросы.
Как в Израиле живут люди с ментальными расстройствами
Все граждане Израиля имеют право на психиатрическую, психологическую и социальную помощь, предусмотренную Законом «О национальном медицинском страховании». Люди с проблемами ментального здоровья могут получать дополнительную поддержку от государства, если это необходимо.
- С полисом ОМС гражданин может посетить частного психолога или психотерапевта. Больничные кассы, купат холим, заключают договора с некоторыми частными специалистами и субсидируют оплату визитов. Пациент платит 60 шекелей за первый визит и 145 — за последующие.
- Посещение частного психолога или психиатра без страховки обходится дорого, примерно в 300-500 шекелей. Необходимости в этом нет, но иногда такая консультация полезна для выяснения и уточнения диагноза.
Из-за непрекращающегося военного конфликта у израильтян отмечается высокий уровень тревожности. Чтобы помочь им справиться со стрессом, клиники и некоммерческие организации создали горячие линии психологической поддержки. Люди, обратившиеся за помощью, получат консультацию психолога, в том числе и дистанционно.