Родословные царских и титулованных особ ведутся едва ли с тех самых пор, как была изобретена письменность. В Древней Греции и в Римской Империи происхождение таких персон записывалось в поэмах и сказаниях. Генеалогия европейских королей прослеживается до очень ранних времён: например, мужская линия Карла Великого восходит к VII веку.
В России первый список дворянских и боярских фамилий был составлен лишь при Иване Грозном, а метрические книги стали вести с XVIII века. Примерно тогда же стали появляться фамилии и у представителей купеческого сословия. Что же касается крестьян и рабочего люда, то у многих из них вплоть до XIX века вместо фамилий были прозвища.
Впрочем, такая ситуация характерна не только для царской России, но и для остальной Европы. Например, в Норвегии фамилией могло служить название фермы или какая-то деталь местности: Берг (гора), Хаген (поле).
Почему документы родственников могут оказаться в другой стране?
Только в XX веке границы государств в Европе изменялись несколько раз. Российская империя сначала превратилась в Советский Союз, а потом на его месте образовалось несколько независимых государств. Западные области СССР до Второй мировой войны входили в состав Польши, Румынии, Австро-Венгрии.
Евреи из Центральной Европы сначала попали в Польшу, потом оттуда – в Беларусь и Украину. Когда часть Речи Посполитой отошла к Российской империи, то эти евреи тоже стали российскими подданными.
В дальнейшем евреи расселились по всей стране, вплоть до Дальнего Востока. Поэтому нет ничего удивительного в том, что далёкие предки семьи из Хабаровска или Челябинска могли проживать в Литве, Румынии или Германии.
Сложности поиска документов в зарубежных архивах
Главным камнем преткновения в данном случае является не языковой барьер, а национальная специфика организации архивов. К примеру, в Польше единая система учёта актов гражданского состояния была введена только в 1945 году. В некоторых странах регистрация сельского и городского населения велась раздельно.
Есть и другие сложности: прежде всего, с еврейскими именами и фамилиями. К примеру, Кравец, Кравиц, Krawiec и Schneider могут быть одним и тем же человеком. Все эти фамилии образованы от слова «портной». У евреев фамилий вплоть до XIX века не были в ходу: вместо них пользовались прозвищами, отчествами или матронимами. Поэтому человек с прозвищем «Портной», или Шнайдер, в Польше становился Krawiec, а позднее, уже в Беларуси, его семью регистрировали под фамилией «Кравец».
Записывали имена по принципу «как слышится, так и пишется», поэтому в документах часто можно встретить разночтения: Кушнер/Кушнир/Киршнер; Шкляр/Скляр; Бройер/Брейер/Бровер.
Именно по этой причине переписка с заграничными архивами малоэффективна: они найдут именно ту запись, которая соответствует запросу, но не станут разбираться в тонкостях топонимики (названий местности) или происхождения фамилий. Исследовать архивы нужно очно, а для этого необходимо ехать в другую страну. Это влечёт за собой дополнительные расходы и трудности в виде оформления виз.
Наконец, с зарубежными архивами сейчас сложно взаимодействовать просто в силу политических причин. Архивные учреждения могут либо вообще проигнорировать запрос, либо затребовать какие-то немыслимые документы: например, попросить у внука, который ищет записи о своей бабушке, доказательства того, что она является его бабушкой. Но как раз эти документы он и разыскивает, и получается замкнутый круг.
Можно ли найти какие-то документы самостоятельно?
Большинство зарубежных архивов оцифровано, но это не означает, что все записи можно найти в интернете. Как правило, доступны лишь каталоги. Иными словами, самостоятельный поиск даст лишь какую-то зацепку, а дальше нужно делать запрос в соответствующий архив.
Таких архивов в любой стране может быть не один десяток: государственный архив, исторический архив, архивы правоохранительных органов, записи переписей населения, церковные книги, военные архивы.
Не зная биографию предка, почти невозможно отыскать ту ниточку, которая позволит распутать клубок истории и привести к нужным документам. Нужно помнить ещё и о том, сколько архивов было уничтожено во время двух самых больших войн XX века, сколько семей оказалось разлучёнными, когда люди попадали в плен или оказывались депортированными.
Почему при поиске архивных документов лучше обращаться за профессиональной помощью?
Генеалогические исследования помогают не только лучше узнать семейную историю, но и найти свои корни, понять культурное наследие предков. Иногда они также могут привести к обретению новой идентичности – и к получению второго гражданства.
Этими исследованиями можно с удовольствием заниматься на любительском уровне. Однако, если стоит более практическая цель, то лучше положиться в этом деле на профессионалов. Архивный поиск – это деятельность, которая требует специального образования и компетенции во многих смежных дисциплинах.