С чего начать знакомство с еврейской культурой: общины Москвы и Санкт-Петербурга

Нет необходимости ехать в Израиль, чтобы ощутить собственную причастность к народной культуре. Для интересующихся, рассказываем о центрах еврейской жизни в двух столицах России.

3 октября 2024(обновлено) Просмотров: 32 Время на прочтение: 5 мин.
119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка 43, стр. 3
Российско-Израильский Консультационный Центр

До XVIII века присутствие евреев в России было незначительным. Но в 1772 году, после первого раздела Польши, вместе с новыми территориями к Российской империи отошло и большое количество евреев. Царское правительство ограничило область, где им разрешалось жить, установив «черту осёдлости».

Как показывают данные переписи населения 1897 года, за пределами разрешённых границ проживало всего 6% еврейского населения России.

Бесплатная консультация
по гражданству Израиля

    В марте 1917 года запрет селиться за чертой осёдлости был отменён, и семьи евреев начали мигрировать в крупные российские города, прежде всего — в Москву и Санкт-Петербург.

    Еврейские общины Москвы

    Во времена Российской империи еврейские купцы, заезжавшие в Москву, должны были останавливаться в Глебовском подворье. Находиться в городе они могли лишь недолгое время.

    С 1827 года евреев тоже стали забирать на военную службу. Начало первой общине в Москве положили солдаты, отслужившие положенные 25 лет и поселившиеся вместе со своими семьями. Они основали молитвенные дома и организовали еврейское кладбище. Община была небольшой: в 1848 году в ней насчитывалось всего 313 человек.

    К концу XIX века в Москве проживало уже 40 тысяч евреев. После революции расцвела культурная жизнь московской еврейской общины.

    московская синагога

    Немалая роль в этом принадлежала Еврейскому государственному театру (ГОСЕТ), созданному А. Грановским и С. Михоэлсом. Стали появляться еврейские школы и отделения в университетах. К середине 1930-х годов в Москве жило около четверти миллиона евреев, а в таких районах, как Зарядье и Марьина Роща, они составляли большинство.

    В Зарядье находилось то самое Глебовское подворье, где разрешали останавливаться купцам-евреям. Здесь же были открыты первые синагоги.

    А в Марьину Рощу евреи стали массово переселяться в конце XIX века, когда на них начались гонения. В те времена этот район считался пригородом Москвы.

    А в Марьину Рощу евреи стали массово переселяться в конце XIX века, когда на них начались гонения. В те времена этот район считался пригородом Москвы. При советской власти, в 1926 году, здесь построили деревянную синагогу — к сожалению, она не сохранилась до наших дней, потому что сгорела в 1993 году.

    Московская община после Перестройки

    В позднем СССР еврейская жизнь в Москве и в других городах фактически ушла в подполье. Собрания общин были запрещены, как и преподавание иврита.  Опросы, проведённые в 1989-1990 годах, показывали, что лишь 10% евреев Москвы соблюдали Шаббат, а ивритом владели всего 2%. При этом 73% опрошенных хотели бы иметь больше связи с родной культурой.

    С середины 1990-х в московской еврейской общине начали происходить позитивные изменения. Была отремонтирована Московская хоральная синагога, в МГУ открылась кафедра иудаики, а на месте сгоревшей синагоги в Марьиной Роще был построен общинный центр. Начали действовать еврейские школы, кошерные рестораны и кафе, открылся Еврейский университет.

    Крупнейшая община Москвы и всей России связана с движением Хабад-Любавич.

    Однако, в столице есть и другие общины, включая реформистские. В их числе — общины «Огалей Яков», «Дор Ревии», «Даркей Шалом» и община горских евреев «Бейт Сфаради». На юго-западе столицы, в Тропарёво-Никулино, находится молодая община «Бейт Аарон», а на севере, на Валдайском проезде — община, которая так и называется: «Северная». В Люберцах располагается ортодоксальная община «Бейт Марина».

    В 2015 году в подмосковной Жуковке открылся большой общинный центр с синагогой, вмещающей до 400 человек. В центре также есть свой киноконцертный зал, кошерный ресторан и гостевой дом на 24 номера.

    Еврейские общины Санкт-Петербурга

    В течение примерно ста лет после основания северной столицы здесь не проживало ни одного еврея. Лишь после того, как часть Польши в XVIII веке отошла к России, в Санкт-Петербург стали периодически наезжать евреи — чтобы заняться торговлей или подать прошение царским властям. В их числе был основатель Хабада, Шнеур Залман. В Российской империи евреи должны были жить за чертой осёдлости, однако во времена правления царя Александра Второго им было дано некоторое послабление.

    Во внутренних районах России разрешили селиться ветеранам армии, богатым купцам, выпускникам университетов и отдельным ремесленникам. Вместе с ними в Санкт-Петербурге появились еврейские врачи, адвокаты и учёные.

    В 1802 году группа евреев арендовала участок земли на лютеранском кладбище, заложив тем самым основу для постоянной общины. С 1860-х годов она существовала в организованном виде. После многих отказов общине удалось, наконец, в 1893 году построить синагогу: великолепное здание в мавританском стиле, рассчитанное на 1200 мест.

    дом-музей Бродского в Санкт-Петербурге

    К 1910 году число евреев Санкт-Петербурга достигло 35 тысяч, и город стал одной из крупнейших еврейских общин. Кроме того, он сделался центром русско-еврейской журналистики и литературы. В Санкт-Петербурге издавались такие периодические издания, как «Еврейская библиотека», «Восход», «Рассвет» — газета российских сионистов.

    К началу XX века в Санкт-Петербурге появились общества по содействию еврейским художникам, литературе и народной музыке.

    В первые годы после революции Александром Грановским в Санкт-Петербурге была создана Еврейская студия.

    Позднее она переехала в Москву и была преобразована в ГОСЕТ.

    Община Санкт-Петербурга в постсоветский период

    После распада СССР Санкт-Петербург стал свидетелем расцвета еврейской жизни. Здесь появились детский сад и начальная школа для евреев, начала издаваться газета «Ами» («Народ мой»).

    Еврейская община северной столицы сегодня является второй по величине в России.

    питерская синагога

    В 2005 году в Санкт-Петербурге был открыт общинный центр и дом еврейской культуры ЕСОД. В рамках ЕСОД действуют благотворительный фонд «Джойнт», студенческая организация «Гилель», семейный центр и центр детского развития.

    Самая большая община ортодоксального иудаизма сформирована вокруг Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга. В городе также действует община прогрессивного иудаизма «Шаарей Шалом» и общественная организация «Еврейская национально-культурная автономия» (ЕНКА).

    В современном Санкт-Петербурге имеется множество еврейских организаций: классические гимназии для мальчиков и девочек, детский сад «Ган Менахем», кошерные магазины и кафе, воскресные клубы по интересам, еврейская библиотека, институт иудаики. Общинные центры созданы во многих районах Санкт-Петербурга.

    Оцените шансы на гражданство
    Израиля за 1 минуту
    и получите инструкцию по этапам репатриации
    Пройти мини-тест
    Оставить комментарий
    Получите бесплатную консультацию
    специалиста по гражданству Израиля