Еврейское совершеннолетие: бар-мицва и бат-мицва

В Израиле религия тесно взаимосвязана с повседневной жизнью. А потому значение иудаистского совершеннолетия в жизни еврея трудно переоценить. Как возникли бар-мицва и бат-мицва и как они проходят — краткий экскурс ждёт вас в статье.

28 августа 2024(обновлено) Просмотров: 98 Время на прочтение: 4 мин.
119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка 43, стр. 3
Российско-Израильский Консультационный Центр

В еврейской Библии насчитывается 613 заповедей. Из них 248 указывают, что человек обязан делать, мицвот асе, а 365 — что делать не следует, мицвот ло таасе. Например, нужно верить во Всевышнего и не признавать других богов. Нужно помогать неимущим и соблюдать Субботу (Шаббат). Нельзя обижать грубым словом другого человека, нельзя лжесвидетельствовать.

Заповедь на иврите называется мицва (מצוה), во множественном числе — мицвот.

Эти предписания затрагивают все аспекты еврейской жизни, хотя многие из них сегодня устарели: священникам не приносят дары от первого в году урожая, а в храме не совершают жертвоприношений.

Тем не менее, религиозные евреи считают, что соблюдение заповедей — это путь к самосовершенствованию и к тому, чтобы быть честными и справедливыми людьми. А главное, человек таким образом выполняет свою роль согласно Завету, который Бог заключил с еврейским народом. Если евреи будут соблюдать нравственный закон и нести свет всему миру, то Бог защитит не только Израиль, но и всё человечество.

Принятие на себя таких обязанностей — это осознанный выбор, и его должен сделать человек, уже готовый нести ответственность за свои действия. В иудаизме считается, что этот возраст наступает в 12-13 лет.

В чём заключается суть бар-мицвы и бат-мицвы

С приходом поры взросления еврейские дети берут на себя новые обязанности перед обществом. Это случается, когда мальчикам исполняется 13 лет, а девочкам — 12. Традиции предписывают, что с этого момента мальчики должны надевать тфилин и совершать ежедневные молитвы, а девочки начинают вести домашнее хозяйство.

«Бар-мицва» на иврите означает «сын заповеди», а «бат-мицва» — «дочь заповеди». С этого дня жизнь молодых людей будет посвящена исполнению заповедей — отсюда и название.

Как проводятся церемонии бар-мицва и бат-мицва

В еврейских общинах бар-мицву отмечают с наступлением 13 лет и 1 дня, а бат-мицву — когда девочке исполняется 12 лет и 1 день. Церемония не является обязательной она служит лишь публичным признанием того, что ребёнок стал подростком и уже может принимать участие в жизни общества.

Чаще всего праздничное мероприятие проводится в Шаббат, во время чтения утренней молитвы в синагоге. Но жёстких установок на этот счёт нет: обряд можно совершить в любой день, когда во время службы читают Тору. Сегодня церемонию можно организовать где угодно, даже дома, и для этого не требуется присутствие раввина.

Многие светские евреи так и поступают. В этом случае бар-мицва и бат-мицва не несёт в себе религиозной окраски: это просто праздник, на котором отмечают переход ребёнка в подростковый возраст.

В традиционных еврейских семьях дети накануне церемонии должны выполнить несколько обязательных условий:

  • Пройти обучающий курс Торы или позаниматься с раввином;
  • Посетить несколько субботних служб в синагоге;
  • Иметь представление о контексте отрывка из Торы, который он будет читать;
  • Выполнить какой-то проект, связанный с общественными работами.
тфилин

С возраста 13 лет мальчик должен накладывать тфилин во время молитвы. Тфилин — это две чёрные коробочки, внутрь которых кладутся написанные на пергаменте отрывки из Торы. С помощью кожаных ремешков их повязывают на лоб и на руку.

В день церемонии, во время утренней службы в синагоге, мальчика приглашают подняться на биму — возвышение, где установлен свиток с Торой. Он должен прочесть отрывок из той главы Торы, которую по традиции читают в этот день.

Отец мальчика после этого произносит молитву в благодарность за то, что отныне он освобождён от ответственности за поступки своего сына.

Бар-мицва и бат-мицва сопровождаются праздничной трапезой. Формат торжеств может различаться: это зависит от того, где происходит дело, в Израиле или в диаспоре. Кроме того, у реформаторских и консервативных общин есть свои традиции. Но чаще всего сразу после церемонии проводят лёгкую трапезу в синагоге, а основную часть торжеств переносят на вечер.

Как возникли бар-мицва и бат-мицва

Историки утверждают, что ритуалы вступления мальчиков в совершеннолетие существовали в Палестине ещё в VI веке. Но первым ввёл в обиход термин «бар-мицва» еврейский учёный XIV века по имени Мордехай бен Гилель.

До него в ходу были такие определения, как гадоль, взрослый, или бар оншин, тот, кто несёт ответственность за свои действия.

Детям, не достигшим 13 лет, нельзя было носить тфилин и подниматься на биму. Ритуал бар-мицва символизировал их вступление во взрослую жизнь. Со временем к этим обычаям добавлялись новые: обязательное участие в общественных работах, праздничные обеды и ужины.

бат-мицва

Бат-мицва, в отличие от бар-мицвы, приобрела известность не так давно, хотя свидетельства того, что евреи праздновали совершеннолетие девочек, можно найти ещё в Древнем Риме. В 1800-е годы в Восточной Европе взросление девочек отмечали специальной службой, но никакой праздничной трапезы после этого не устраивали. Примерно в это же время в Пруссии, Австро-Венгрии и Османской империи для еврейских девочек начали проводить церемонии конфирмации.

В США первая бат-мицва была проведена в 1922 году в честь Джудит Каплан, дочери влиятельного раввина Мордехая Каплана.

Постепенно эта церемония стала набирать популярность в либеральных общинах иудаизма.

Бат-мицва по своей форме больше походила на концерт: девушки пели песни религиозного характера, читали прозу и стихи, посвящённые Торе. Но постепенно эта церемония всё больше превращалась из групповой в индивидуальную. В наши дни последователи реформистских и консервативных течений иудаизма приглашают девочек читать Тору наравне с мальчиками.

Сегодня ритуалы бар-мицвы и бат-мицвы во многом идентичны, поэтому в некоторых общинах стали использовать название бней-мицва, или «дети заповеди». Встречается также термин б’мицва, что означает «принадлежность заповеди».

Хотя люди часто говорят «это было на его бар-мицве» или «завтра состоится её бат-мицва», само определение относится к человеку, а не к событию.

Когда подросток становится бар/бат-мицва, это — начало нового этапа на его жизненном пути. С этого момента он приобщается к взрослой еврейской общине и становится её полноправным участником.

Оставить комментарий
Получите бесплатную консультацию
специалиста по гражданству Израиля