В Израиле живёт 7,2 миллиона евреев. Они разделяют общие ценности и традиции иудаизма, однако их отношение к религии неодинаково.
Причин много: различия в образовании, национальной культуре, происхождении. Есть коренные евреи, сабра, есть выходцы из бывшего СССР, есть репатрианты из Европы и США. В иудаизме также существует несколько течений, от строго консервативного до умеренного.
по гражданству Израиля
Но в целом, как считается, еврейское население Израиля состоит из четырёх групп:
- Хилоним — наименее религиозная часть еврейской общины;
- Масортим — евреи, частично соблюдающие заповеди, но не погружённые в религию;
- Датиим — религиозные евреи, интегрированные в светское общество;
- Харедим — буквально «те, кто трепещет перед словом Божьим», ультраортодоксальные евреи, избегающие контактов со светским миром.
Каждая из этих общин живёт в своём мире, имея мало контактов за пределами группы. Разногласия между ними проявляются не только по отношению к религии, но и в таких вопросах, как государственная политика, гендерное равенство, брак и развод, воинская повинность.
Светские евреи решительно выступают за отделение религии от государства. Религиозные, напротив, убеждены в том, что правительство должно поощрять и защищать религиозные ценности.
Кто такие харедим
Ультраортодоксы — не самая многочисленная община в Израиле, но наиболее заметная. На фоне людей, одетых в майки и шорты, невозможно не обратить внимание на мужчин в широкополых шляпах и чёрных костюмах. Женщины-харедим не так бросаются в глаза: они носят длинные юбки и чулки и прикрывают голову платком. Вместо платка иногда используют парик.
Первые харедим, как считается, появились в XIX веке. Происходила урбанизация, и евреи оказывались всё более вовлечёнными в жизнь светского общества. Ответом на это стало возникновение крайне консервативного, изоляционистского ответвления иудаизма, которое боролось за сохранение традиций.
После Холокоста центр активности харедим переместился в Израиль. Они стремились возродить свои общины и ешивы, учебные заведения, уничтоженные в ходе Второй мировой войны. Самая известная на данный момент расположена в городе Бней-Брак.
В Израиле ультраортодоксы основали партию «Агудат Исраэль», преемницу одноимённого еврейского движения, созданного ещё в 1912 году. Вместе с партией «Дегель ха-Тора» она образовала в Кнессете коалицию «Яхадут ха-Тора».
Харедим: цифры и факты
Ультраортодоксальная еврейская община растёт быстрее всех, на 4% в год. Если в 2009 году только 10% евреев относили себя к харедим, то в 2015 их стало 11%, а в 2023 — 14%. Это 1,335 миллиона человек.
Ультраортодоксы распределены по всему Израилю, но у них есть две «столицы» Иерусалим и Бней-Брак.
- В городах Иерусалим и Бней-Брак живёт 24,4% и 17,1% харедим соответственно;
- Ещё 26% приходится на такие города как Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Бейтар-Илит и Элад;
- Остальные ультраортодоксы выбрали для жизни Ашдод, Петах-Тикву, Хайфу, Реховот и Нетанию.
В Израиле есть 3 типа школ: государственные, государственно-религиозные и ультраортодоксальные. Число последних в 2023 году составляло 20% от общего числа учебных заведений.
для самостоятельной репатриации
в Израиль
Харедим и израильское общество
Ультраортодоксы не скрывают стремления противопоставить себя остальной части общества. Это приводит к полному изоляционизму: харедим ходят в свои школы и синагоги, селятся в ультраортодоксальных кварталах среди таких же семей.
Харедим отвергают сионизм, национальное движение по возвращению еврейского народа на историческую родину. По их мнению, раз Господь допустил изгнание евреев, то он же и должен их вернуть. А это может произойти только с пришествием Машиаха, мессии. Тогда по законам Торы будет построено настоящее еврейское государство.
Неприятие сионизма привело даже к появлению отдельных групп харедим, которые вообще не признают легитимность государства Израиль.
Члены партии «Агудат Исраэль» баллотируются на выборах и заседают в Кнессете, но отказываются занимать какие-либо посты в кабинете министров. Они выступают за то, чтобы привести политику Израиля в соответствие с Галахой, религиозным законом.
Обычная семья в Израиле в среднем отдаёт в 9 раз больше подоходного налога, чем харедимская. Однако последняя получает на 50% больше государственной поддержки.
Израильтян также возмущает, что ультраортодоксальным ешивам и школам правительство выделяет многомиллиардные ассигнования. По опросам, 70% взрослого еврейского населения считает, что между харедим и светскими евреями существует острая напряжённость.
Вопрос службы в армии
В Израиле юноши и девушки с 18 лет призываются на срочную службу. Но ультраортодоксы отказываются исполнять гражданский долг, объясняя это тем, что их главная обязанность — изучать Тору.
Закон об отсрочке принимался как временная мера и продлевался каждые 5 лет. Весной 2024 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призывал парламент продлить действие закона, однако с ним не согласился Верховный суд. Он постановил, что евреи-ультраортодоксы должны служить в армии наряду с остальными гражданами страны.
Война в Израиле вызвала потребность в дополнительных людских ресурсах. В ЦАХАЛ, призвали 360 тысяч резервистов, среди которых было 30% студентов. При этом 63 000 ультраортодоксальных евреев имеют отсрочку от службы.
Решение Верховного суда привело к массе протестов среди ультраортодоксов. Ответом на них стали выступления со стороны светской части общества, сделав ещё более очевидным раскол между двумя лагерями. Большинство израильтян убеждено, что все евреи обязаны служить в армии, но у харедим — иное мнение. Они считают, что принесут еврейству больше пользы, если останутся блюстителями Торы.
Израиля за 1 минуту